Роман Авдеев - Философия
Loading...

Философия

/ Книга
  • смерть
    Смерть — явление природы и феномен самой жизни, придающий ей определенные горизонты и смыслы. Однако в повседневной жизни людей мысли о смерти считаются чем-то не совсем правомерным — трусостью, страхом, бегством от мира.

    Люди часто бегут от мысли о собственной смерти, забывая, что смерть возможна в каждое мгновение, хоть это мгновение и неопределенно. Но возможен ли опыт смерти? Может ли человек пережить себя самого, непосредственно столкнувшись с небытием, быть и тогда, когда его уже не будет?

  • лидерство
    «Партия всегда права», «Фюрер всегда прав» — для цивилизованного общества эти тезисы должны стать достоянием истории, поскольку лидеры становятся здесь недосягаемыми для всякой критики, которая может быть и справедливой, а насаждаемые ими лидерами идеи, принимаемые ими решения далеко не всегда легитимны.

    Лидер — не шаман, и лидерство в цивилизованном обществе должно исключать слепую веру. В основе признания лидерства за тем или иным человеком должна быть не увлеченность его личностью, но признание за ним авторитета — осознание того, что лидер превосходит других умом, силой суждения, достоинством, что он лучше посвящен в суть дела. Кажущиеся со стороны «неразумными», «нелогичными», «спонтанными» решения и действия лидера ни в коем случае не должны быть таковыми для него самого.

  • суеверие
    Суеверный человек, трясясь от страха перед Богом как могущественным существом, неспособен испытывать благоговение перед Ним как Творцом. Такой человек, в страхе за собственные грехи стремясь снискать у Бога благосклонность, неспособен по-христиански, свободно любить Бога.

    Ограниченность суеверия — в убеждении, что Бог может присутствовать для человека только посредством чувственных образов и чудесных знамений. Чувственные и духовные прелести, идолопоклонство, чувство подавленности и собственного бессилия — плоды суеверия, увы, нередкие в нашем современном мире.

  • везение
    Не только в азартной игре, не только в бизнесе, но и во всех великих научных открытиях немалую роль всегда играет случай, то есть удача или везение. Без надежды на то, что повезет, сложно решиться на какой-либо серьезный поступок, так как самый совершенный расчет может потерпеть неудачу. Однако везение не может быть просто делом случая.

    Если человек случайно получил крупную сумму денег, это вовсе не значит, что ему непременно повезло. Все зависит от того, как он распорядится этим. И здесь, так или иначе, проявится природа этого человека. Везение, на мой взгляд, и заключается в том, что посредством случая реализуется скрытая необходимость.

  • кризис
    Кризис (с греческого. — суд; решение, приговор, осуждение; решительный исход; спор, состязание) неотделим от жизни. Кризис, конечно же, — необязательно бедствие или кара. В нем — возможность центробежного движения, преодоления однородности, неподвижности, возникновения новых рядов развития, пробуждения новых сил. Всемирный потоп был величайшим духовным кризисом человечества, положившим начало принципиально новому этапу в его развитии человеческого рода.

    Правда, под кризисом сейчас понимается, прежде всего, кризис социально-экономический, который нередко приводил к социальной революции. Но, к сожалению, при этом часто забывали как раз о критическом потенциале социальной революции, суть которой не в том, чтобы захватить власть, а в том, чтобы изменить жизнь.

  • бизнес
    Цель любого бизнеса — создание систем, генерирующих прибыль. Но сам бизнес — инструмент, а не цель. И с этой точки зрения, в бизнесе важна не столько сама по себе прибыль и технология ее получения, сколько возможность творчества: появление (и реализация) идей, которые смогли бы изменить стереотипы рынка, идей, предвосхищающих новые потребности и желания, новые стили жизни и влияющих на мировоззрение людей.

    В современной экономике нематериальная ценность все более определяет ценность материальную. Знак, образ становится более реальным, чем объект. Отсюда — возрастающая конкуренция идей, являющихся также и важнейшим источником прибыли. Для меня очевидно, что креативный бизнес невозможен без интуиции, которая является скачком от логики (простого знания и перспектив) к идее.

  • сознательность
    Сознательность — не просто осознанность действий, поступков, но и присутствие воли. Человек может быть добрым по природе, но также человек может быть добрым сознательно. Но и злым человек может быть также лишь в меру своей сознательности. Я бы не назвал злым волка, который, раздирая свою добычу, просто следует инстинкту, а не свободному выбору.

    Для человека сознательность — это еще возможность контролировать и ограничивать свою власть, а также средство от обольщения чем или кем—либо, от слепого повиновения. В идеале, принятие любой традиции, авторитета должно быть для человека исключительно актом его сознательной воли.

  • детство
    Дети, в целом, намного красивее взрослых: ограниченные бурные страсти и интересы еще не волновали их, на лицах нет следов житейских забот, бурных страстей, внутренней пустоты и банальности. Очень часто детством любуются как невинностью, однако в этой невинности отсутствуют более глубокие черты духа — быть деятельным, иметь волю, а значит, быть свободным в выборе добра и зла, выносить определенные решения.

    На мой взгляд, Самое сложное в воспитании детей — вопреки этой своей эстетической любви к детству помочь ребенку преодолеть эту невинность, способствуя развитию его духа. Дети часто играют во взрослых, имитируя их жизнь, а взрослые, оглядываясь на свое детство, сопоставляют многие свои лишь по видимости серьезные занятия с тем увлечением, с которым они когда-то отдавались детским играм. И нам, взрослым, в свою очередь, нелишним было бы помнить древнейшую мудрость: определение человека состоит в том, чтобы вновь, в известном смысле, вернуться к невинности.

  • творчество
    Творчество — открытие предвечных идей и их созидание. Однако человек не может в буквальном смысле уподобиться Богу, чтобы творить из ничего. Благодаря творцам люди начинают видеть то, что всегда уже существовало рядом, но не было ими замечено: благодаря пифагорейцам «появилась» музыка, благодаря Копернику — «новые» звезды, а после Галилея стали очевидными маятникообразные движения природы.

    Творчество — это всегда непринужденная игра душевных сил, собственный продукт который — скорее, мгновенный набросок, где принудительность труда и ремесла сведена к минимуму.

  • ненависть
    Ненависть как разрушительную страсть, терзающую человека, следует отличать от ненависти справедливой. Ненависть к моральному злу, которая не является ни месть, ни злоба, не отменяет любви, но содержит в себе большой духовный потенциал. Порой я с ненавистью отношусь к собственным поступкам, поступкам своих родных и знакомых, но стараюсь избежать ненависти по отношению к самому себе и людям.

    Ведь бессмысленно испытывать ненависть к самой человеческой природе, вообще, по отношению к Божьим творениям. Когда мне, так или иначе, приходится испытывать это чувство, я стараюсь делать это с большой осмотрительностью и даже сожалением, пробуя найти доводы и объяснения этим поступкам.

  • команда
    На заре зарождения «МКБ» один из менеджеров отчитывал электрика, который что-то там не успел сделать. И тот не выдержал: «Почему Вы так со мной разговариваете? Вы что, меня в плен взяли?». Так вот, в команде никто никого не должен брать в плен. В моем понимании любая команда подразумевает некий социальный контракт: не просто формально зарегистрированный договор, но — неформальное соглашение, в основе которого лежат действительно общие цели и убеждения, а также небходимо доверие, которое сейчас приобрело статус «социального капитала».

    Для меня категорически неприемлемыми в команде являются: нетерпимость к расхождениям взглядов, отсутствие готовности идти на компромисс, господство родственных связей, семейственности, противоречия между нормами, принятыми в команде, и моралью.

  • религия
    С детских лет религия связана для человека с чудесами, волшебством, чем-то необычайно ярким и впечатляющим. Поклонение, преклонение, выражение уничижения, страха у многих народов издавна считались нормой религиозного поведения. Однако Иисус порицал иудеев за то, что они в качестве основания веры требовали от Него чудес и знамений.

    Для веры все эти чувственные явления не имеют, по сути, никакого значения. Важны не просто страх перед Богом, и покорность Ему, но — свободное смирение и благоговение перед Его совершенством и величием и, как следствие, — бескомпромиссное суждение о собственных недостатках. В этом — отличие религии от суеверия.

  • вера
    Когда Колумб плыл на запад, он верил в существование неизвестной в то время подавляющему числу европейцев части света. Вера — там, где есть одновременно воля и деяние. Если вы действительно верите в поставленную цель, значит, вы предпринимаете все возможное для ее осуществления.

    Наиболее ценное в вере — наиглубочайшая убежденность вопреки любому мнению и разумному обоснованию. Подлинная вера не порабощает человека ни чудесами, ни авторитетами, ни чем-либо еще, но всегда обращается к его свободному выбору.

  • любовь
    Я не знаю чувства более восхитительного и грациозного, чем любовь, — чувства, которое давало бы человеку такую радость, такой восторг и очарование жизнью. Любовь — не просто страсть, ее прелесть заключается в том, что она дает возможность вырваться из повседневности и устремиться за пределы собственного «я».

    В любви, как и во всем подлинно духовном, есть нечто неоправданное, необоснованное, нецелесообразное. Она, как и решительность, не терпит «золотой середины», любовь всегда — крайность, и поэтому она дает нам мощный творческий импульс. Если бы в жизни каждого человека любой необходимости (закону, долгу) предшествовал бы импульс любви, мир людей, наверное, стал бы совершенным.

  • жизнь
    Жизнь для человека — Дар Божий. В решающие минуты человек ясно осознает, что любовь к жизни превосходит любовь к богатству, имуществу, наслаждениям, — в решающие минуты все это человек, не задумываясь, выбрасывает за борт корабля. Человеку полезно осознать, что непрерывное изменение, изобретение, творчество, — все, что составляет всеобщую жизнь, неотъемлемо и от него жизни.

    Жизнь не может застыть на месте, потому что ее свойства и качества никогда не являются вполне реализованными. На мой взгляд, одним из главных критериев совершенства человеческой жизни является следующий: по возможности, не основывать свою жизнь на гибели других живых существ.

  • мораль
    Во взглядах на мораль я солидарен с идеями, высказанными Альбертом Швейцером (в основе этих идей нельзя не усмотреть метафизику нравственности Иммануила Канта). Срывая цветок, человек совершает зло, поскольку наносит ему вред. Но человек в своей жизни не может не наносить вреда другим жизням. Однако Но он может в своих помыслах и поступках сознательно следовать принципу благоговения перед жизнью, стараясь свести к минимуму этот вред. В этом — основа морали.

    Моральные регламенты, которыми оперирует общество — не более чем хитрость, с помощью которой общество добивается подчинения со стороны индивидов своим национальным, государственным, религиозным, политическим идеям и интересам. Поэтому мораль должна испытывать постоянную подозрительность по отношению к идеалам общества, оставляя человека наедине с голосом его собственной совести. И ни в коем случае обществу и государству нельзя доверять дело морального воспитания.

powered by proSupport